Гробы стояли строем: жуткая авиакатастрофа над Ейским лиманом 08.08.1988 года

За трагедией, развернувшейся в нескольких сотнях метрах от берега, наблюдали тысячи людей

Гробы стояли строем: жуткая авиакатастрофа над Ейским лиманом 08.08.1988 года. Фото: Мария Бородина Предыстория: 
Таран самолетов с пассажирами в СССР: как погибли десантники из дивизии Новороссийска

8 августа 1988 года в Краснодарском крае произошла авиакатастрофа, жертвами которой стали десятки людей. Все они были летчиками высшего класса и служили на территории Кубани — в Ейске, в также в Ростовской области — в Каменске-Шахтинском и Батайске. Аварии с самолетом Ан-12 сразу же присвоили гриф «секретно» и долгие годы о ней было мало кому известно. О жуткой авиакатастрофе рассказывает ИА KrasnodarMedia.

Авария произошла в понедельник 8 августа 1988 года. Летчики и техсостав 801-го учебного авиационного полка летели из Батайска в Ейск на партийную конференцию. Событие это было тогда важным, пропустить его не представлялось возможным. Кроме того, в самолет посадили летчиков, которые после остановки в Ейске должны был далее следовать на нем в Погорелово. Судно состояло из трех отсеков: кабины экипажа, пассажирского салона на 9 пассажиров и грузового отсека. На борту находилось 55 человек: большинство из них — в грузовой части самолета.

Полет должен был занять не более получаса. Погода стояла отличная. Когда борт почти долетел до места назначения и пролетал над Ейским лиманом, двигатели вдруг отказали один за другим.

60-ти тонный самолет начал падение с высоты в 500 метров со скорость около 50 метров в секунду. Экипаж пытался посадить самолет на воду. 

Пилот выпустил шасси. Если бы не это решение, последствия аварии были бы менее трагичными. Самолет, скорее всего, остался бы цел и даже, если бы он ушел под воду, вряд ли бы кто-то утонул — глубина лимана 2-3 метра. Но выпущенные шасси сыграли роль тормоза, самолет накренился, носовая часть скрылась под водой, в салоне образовалась трещина и туда начала заливаться вода и топливо из баков — едкий керосин, разъедающий кожу.

Рухнувший в море самолет не остался незамеченным. Падение видели тысячи горожан и туристов, рыбаки и вахтенные на спасательной станции на берегу. К самолету сразу же направили катер со спасательной группой. Рыбаки на лодках тоже поспешили к борту.

Из пассажирского салона самолета летчики смогли выбраться на крылья судна, державшегося на воде, а вот те, кто находился в грузовом отсеке, оказались в западне. В грузовой части самолета во время полета находилось несколько десятков человек. Трое смогли выбраться на поверхность самолета после того, как получилось открыть люк.

Часть пассажиров в грузовом отсеке погибла сразу же от полученных травм — на них упало многотонное оборудование. Другие оказались в воде, смешанной с керосином. Едкая жижа мгновенно выжигала глаза, кожу, душила едким запахом.  Летчики, оставшиеся в живых, ныряли в адскую смесь воды и керосина, чтобы вытащить на поверхность задыхающихся сослуживцев и тоже тонули.

Место аварии оцепили военные, оставшихся в живых летчиков доставили в госпиталь. Тела погибших на поверхность поднимали в течение нескольких дней.

Жителям Ейска подробности аварии не сообщили. Расследование авиакатастрофы велось под грифом «секретно», в городской газете вышла короткая заметка о падении судна, но количество жертв там не называлось.  

Строй гробов: жуткая авиакатастрофа над Ейским лиманом 08.08.1988 года

Строй гробов: жуткая авиакатастрофа над Ейским лиманом 08.08.1988 года. Фото: Жанна Беляева

До сих пор причины аварии официально не объявлены. По версии некоторых выживших летчиков, к катастрофе привели сразу несколько факторов.

Самолет Ан-12 был не предназначен для пассажироперевозок. Разбившийся борт был воздушной лабораторией. 9 августа он должен был отправиться в Комсомольск-на-Амуре. Самолет два месяца стоял на стоянке батайского аэродрома, его не обслуживали, но заместитель командующего ВВС округа распорядился использовать его для перевозки большой группы летчиков в Ейск.

Топливо, которым было заправлено судно за несколько месяцев до вылета, техники не слили, там остался конденсат. Когда борт-механик переключил питание двигателей на топливо из подпольных баков, конденсат вывел двигатели из строя. Вместе с двигателями перестала работать и гидравлическая система — убрать шасси не представлялось возможным.  В итоге самолет упал, люди погибли.

Число погибших по разным источникам разнится от 24 до 32 человек.

Хоронили погибших в Батайске на восточном кладбище. Там располагаются 12 могил, установлен памятник. Остальные летчики были похоронены в других городах Ростовской области, где жили их родственники.

До сих пор в Батайске чтут память погибших, ежегодно на кладбище на месте мемориального комплекса проводятся панихиды.

Источник
Оцените статью
Краснодарик - региональный сайт Краснодара
Добавить комментарий