Как Сталин инженеров Магаданом пугал: какие тайны хранит Морской вокзал Сочи

Возведение здание для архитекторов и строителей было связно с высоким риском

Как Морской вокзал в Сочи связан со Сталиным: три жуткие тайны. Фото: Оксана Иванова Предыстория: 
Девушка для обладателя мандата: «сексуальное рабство» в Екатеринодаре – правда и мифы

Сочи — не только популярный курорт и столица Олимпиады, но и морской порт, украшением которого является Морской вокзал. Здание морвокзала заслуженно считается одним из его главных достопримечательностей. Строительство Морского вокзала велось в рамках строительства морского порта, продолжалось с 1950 по 1955 годы и началось в период правления Иосифа Сталина, и завершилось в то время, когда к власти пришел Никита Хрущев. На начальном этапе проект курировал сам Сталин, поэтому и строители, и архитекторы, занятые в важном проекте, за любой промах могли быть наказаны. О тайнах Морского вокзала, связанных с Секретарем ЦК ВКП(б), рассказывает ИА KrasnodrMedia.

1. Строительство морского порта в Сочи длилось почти 25 лет. Стартовало оно в 30 годы прошлого столетия. Причем в таком месте, где опытные инженеры считали его возведение не совсем приемлемым. Говорят, место строительство порта выбрал сам Иосиф Сталин. В Сочи у него была дача и он понимал важность собственного порта для курортного города. По легенде, Сталин лично ткнул пальцем в карту в устье реки Сочи и приказал начинать стройку.

Секретаря ЦК ВКП(Б) пытались было переубедить проектировщики, поинтересовавшись, может он предложит другое место для порта, но он ответил: «Такое место есть — в Магадане!».  И стройку начали. Прервать строительные работы пришлось из-за начала Великой Отечественной войны. К строительству Морского вокзала приступили только в 1950 году.

Как Морской вокзал в Сочи связан со Сталиным: три жуткие тайны

Как Морской вокзал в Сочи связан со Сталиным: три жуткие тайны. Фото: Оксана Иванова

2. Проект Морвокзала одобрял тоже лично Иосиф Сталин. Разработали проект в «сталинском» стиле архитекторы Каро Алабян и Леонид Карлик. Каро Алабян в тот период уже находился под прицелом Леонида Берии. На одном из совещаний при Сталине, где обсуждалось строительство сталинских высоток, архитектор Алабян посмел перечить Берии, заявив, что экономичными высотные дома будет сделать сложно. За незначительным спором последовали репрессии — Алабяна сместили со всех постов и ему грозил арест. Спасти его от ГУЛАГа или даже расстрела смог Анастас Микоян. Министр торговли отправил Алабяна в «ссылку» в Армению. Наблюдением за строительством Сочинского Морского вокзала занимался в основном второй архитектор — Леонид Карлик.

Как Морской вокзал в Сочи связан со Сталиным: три жуткие тайны

Как Морской вокзал в Сочи связан со Сталиным: три жуткие тайны. Фото: Оксана Иванова

3. Перспектива отправиться в Магадан дамокловым мечом висела над архитекторами и строителями Морского вокзала в течение всего процесса, несмотря на то, что в 1953 году Иосифа Сталина на посту руководителя страны сменил Никита Хрущев. В ходе реализации проекта вокзала возникла серьезная проблема — за изготовление и монтаж высокого шпиля со звездой никто не хотел браться. Инженеры-ученые считали замысел архитектора Алабяна не осуществимым: в СССР просто не было такой техники, с помощью которой можно было поднять и установить над зданием шпиль высотой 37,5 метров общим весом более 50 тонн. Проектировщики Советского Союза старались придумать хоть какое-нибудь инженерное решение, но выручил их рядовой бригадир монтажников Александр Хохлов. Он предложил свой способ, для реализации которого потребовалось всего пять человек из его бригады.

Поскольку объект строительства был весьма важным, рацпредложение бригадира отправили на согласование в ведущие советские НИИ, где подтвердили, что способ Хохлова хоть и является весьма необычным, но позволит дешево, быстро и без проблем установить шпиль на Морвокзал.

Хохлов предложил монтировать шпиль со звездой не сразу, а постепенно и с верхней части. Первым делом в крыше морского вокзала сделали отверстие и подняли через него звезду с самым тонким отрезком шпиля, снизу к нему крепили следующее звено, поднимали над крышей и присоединяли очередное до тех пор, пока шпиль не вырос над зданием на заявленную в проекте высоту.

Бригаде Александра Хохлова за новаторскую идею и ее блестящую реализацию дали премию — каждому по 100 — 120 рублей, хотя в смете проекта на изготовление и установку шпиля предусматривалось выделение нескольких десятков миллионов рублей.

Источник
Оцените статью
Краснодарик - региональный сайт Краснодара
Добавить комментарий