«Красный Шаляпин» был кубанским батраком: как звезда СССР учился петь в Милане

Василий Дровянников стал петь в «Ла Скала»

«Красный Шаляпин» Василий Дровянников: как в СССР батрак с Кубани стал петь в «Ла Скала». Фото: Общественное достояние, с сайта: wikipedia.org

В 30-х — 40-х годах прошлого века оперный певец Большого театра Василий Дровянников был звездой СССР. Открытки с портретом обладателя роскошного баса продавались в киосках Союзпечати, билеты на его концерты улетали моментально, а за границей «выпрашивали» его гастроли, называя «Красным Шаляпиным». Мало кто из армии поклонников певца знал, что свою головокружительную карьеру он начал строить только в 35 лет благодаря поддержке писателя Максима Горького и Наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского. Об удивительных поворотах биографии самородка с Кубани Василия Дровянникова, рассказывает ИА KrasnodarMedia.

Батрак, революционер, чекист

Василий Дровянников был тринадцатым ребенком в большой семье Евдокима Дровянко. Родился будущий оперный певец в 1890 году в селе Великовечное Белореченского района Краснодарского края, куда его отец — обычный крестьянин из Воронежской губернии перевез свою большую семью в поисках лучшей жизни.

Жили Дровянко небогато — в простой саманной хате с земляными полами. Отец работал где только мог, чтобы прокормить детей — нанимался батраком к более зажиточным крестьянам. Сначала работал в одиночку, когда подросли сыновья, то нанимались на работу уже все вместе, но все равно получали копейки.

Отдушиной для парней из семьи Дровянко было пение в церковном хоре. Послушать хор молодых людей приходили казаки и крестьяне из соседних сел и станиц. Жители Великовечного позже вспоминали, что солировал на клиросе всегда старший сын — Степан Дровянко, но, когда мощным басом заводил Василий, в храме гасли свечи.

Когда Василий вырос, то уехал в Екатеринодар в поисках лучшей жизни — устроился на завод и влился в революционное подполье. Февральскую революцию 1917 года Дровянко, который скрываясь от властей сменил фамилию на Дровянников, встретил в Киеве. За большевистскую агитацию местные власти упекли его в тюрьму, но он смог сбежать оттуда во время восстания солдат.

Из Киева 27-летний революционер приехал на родину — в Великовечное, где сразу же развернул активную политическую деятельность, организовав из бедняков красную дружину. Уже в декабре 1917 году в селе Великовечное установилась Советская власть, которую представлял Дровянников в качестве комиссара села.

В Майкопе Дровянников создал Коммунистический полк имени Ленина. Боевое соединение воевало против «белых» в составе Красной Армии и не раз вступало в сражения с войсками генерала Корнилова.

В одном из боев красный командир Дровянников был ранен и попал в плен к белогвардейцам. Его отправили в Екатеринодар в тюрьму, но не смогли доказать его принадлежность к большевикам и отпустили.

"Красный Шаляпин" Василий Дровянников: как в СССР батрак с Кубани стал петь в "Ла Скала"

"Красный Шаляпин" Василий Дровянников: как в СССР батрак с Кубани стал петь в "Ла Скала". Фото: Общественное достояние, с сайта: wikipedia.org

После окончания Гражданской войны 30-летний большевик продолжил партийную деятельность в Майкопском ревкоме, затем его перевели на работу в Кубано-Черноморский ЧК в Екатеринодар, где назначили на должность руководителя рабоче-крестьянской инспекции. Параллельно Дровянников выполнял обязанности редактора краевой газеты «Красное знамя».

Из ЧК в Большой театр

Василий Дровянников — большевик, революционер, ветеран Гражданской войны, журналист и дальше бы занимался партийной работой в Екатеринодаре, если бы не случай.

Коллеги часто отмечали его удивительный голос. Правда, пел кубанец редко, в основном во время дружеских застолий, вызывая восхищение окружающих.

Однажды знакомый Василия Дровянникова обратился к профессору Кубанского музыкального училища Винченцо Мотиконе-Майна устроить прослушивание для сотрудника Кубчека. Профессор отказать не смог и согласился оценить вокальные способности госслужащего. Вряд ли профессор рассчитывал услышать такой голос. Он был поражен.

«Товарищ Дровянников обладает обширным голосом (басом) с колоссальным диапазоном: внизу от контр-до и вверх до фа-диез включительно, что составляет 18 полных нот и является исключительной редкостью среди вокалистов мира», — заявил удивленный преподаватель.

В 1925 году обладатель уникального голоса стал брать первые уроки вокала в Кубанском музыкальном училище. По настоянию коллег, он решил не зарывать свой талант в землю и в свободное время занимался музыкой. Через шесть месяцев партийное руководство Кубани отправило его на обучение в Московский музыкальный образцовый техникум. 35-летний мужчина стеснялся приходить в класс вместе с юными вокалистами, и преподаватели шли ему на уступки, занимались с ним по вечерам. Днем Дровянников работал в Госкино — редактировал сценарии фильмов.

Через два года, в 1927 году Дровянников начал обучаться в студии при Большом театре, и там его сразу же заметили, и впервые за всю историю театра зачислили без должного образования сверх штата солистом.

Так обычный батрак с Кубани начал выступать на главной оперной сцене СССР. Ему доверяли ведущие партии в операх «Князь Игорь», «Риголетто», «Евгений Онегин».

Жизнь на сцене

На одном из концертов Дровянникова в Большом театре побывал Народный комиссар просвещения Анатолий Луначарский. Он был так впечатлен басом певца-самородка и его историей, что решил поспособствовать карьере певца и отправил стажироваться в оперный театр «Ла Скала» в Милане.

В Италии Дровянников познакомился с Максимом Горьким и часто бывал у него в гостях в Сорренто.

Максим Горький и Василий Дровянников в Сорренто. Май 1928 года

Максим Горький и Василий Дровянников в Сорренто. Май 1928 года. Фото: Общественное достояние, с сайта музея А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина минкультуры Татарстана

Стажировка в Италии продлилась ровно год. По окончании обучения ему предложили остаться работать в «Ла Скала», отправиться в турне по США, за которое ему выплатят астрономический по тем временам гонорар в 24 тысяч долларов, или дать более 30 концертов в Европе.

Дровянников с согласия советского правительства выбрал последнее. Его гастроли по Европе были триумфальными. Он выступал на главных сценах Рима, Венеции, Турина, Парижа, Лондона. Зрители встречали его восторженно, а пресса и критики не скупились на комплименты, называя его «Красным Шаляпиным» и «иконой молодой советской России».

По возвращению в Москву, он оправился в турне по городам СССР, побывав даже в отдаленных городах, в том числе во Владивостоке.

После гастрольного тура он вернулся в Большой театр, где был ведущим басом и пел почти во всех постановках.

Один из забавных случаев, который произошел с артистом во время одного из представлений оперы «Тихий Дон», вошел в историю Большого театра и рассказывается как актерская байка до сих пор.

В опере Дровянников исполнял роль войскового атамана. В одной из сцен он выезжал на сцену на лошади и говорил казакам о начале войны с Германией. Однажды конь, неожиданно для бывалого всадника с Кубани, понесся по сценической площадке, «ломая» сценарий. Чтобы выкрутиться, Дровянников заорал на весь зал: «Казаки, за мной!». Казакам пришлось бежать за ним, зато зрители ничего не поняли.

В 1941 году жизнь кубанского самородка трагически прервалась. Он тяжело заболел и скончался после сложной операции.

Источник
Оцените статью
Краснодарик - региональный сайт Краснодара
Добавить комментарий