Нефтяные воры крадут деньги у государства

Новости

Ежегодно из-за врезок в магистральные трубопроводы с нефтью и дизельным топливом государство несет многомиллионные убытки. Почему масштабы хищений вышли далеко за рамки стандартного воровства и превратились в промышленную отрасль?

Горючий август

В начале августа 2018 года оперативники задержали группировку, воровавшую нефть в Тюменской области. Злоумышленники незаконно выкачали из трубопровода порядка 300 тонн нефти. Как сообщили правоохранители, для перевозки добытого преступники задействовали теплоход и нефтеналивную баржу.

Спустя несколько дней сотрудники управления ФСБ по Брянской области выявили одну из крупнейших краж нефтепродуктов в новейшей российской истории. Через врезку в трубопровод «Дружба» преступники выкачали 900 тонн дизельного топлива почти на 50 млн рублей. Затем была еще череда врезок, под Сургутом, Омском, в Ставропольском и Краснодарском краях.

За январь-июль в Московской области совершено 16 незаконных врезок, в Ленинградской области − 10, в Челябинской − 7 врезок.

При этом бизнес по воровству топлива оказался в числе самых безнаказанных.

За 10 лет число случаев посягательства на трубопроводы, по которым внутри страны и на экспорт перекачиваются нефтепродукты, выросло почти на треть −со 171 случая в 2007 году до 227 в 2017-м. А интерес злоумышленников к трубопроводам с сырой нефтью, напротив, резко снизился. Специалисты объясняют это тем, что дизель можно сразу отправлять на продажу, в то время как сырая нефть требует переработки и серьезного оборудования.

Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза: «Оборот контрафактного топлива достаточно велик, прежде всего, по дизельному топливу. По нашим оценкам, минимум 30-40%».

Интерес к воровству топлива подогревает ситуация на рынке. Нефть падает, а цены на топливо внутри страны растут. С 2014 года стоимость топлива выросла почти на 20%. Число преступлений растет, а наказание на них стремится к нулю. При почти 100-процентной раскрываемости преступлений законное наказание выносится только примерно в 3% решений. Вот как это происходит.

В августе 2018 судья Тосненского городского суда (Ленинградская область) отпустил на свободу из зала банду «спортсменов». Это семеро россиян и один гражданин Латвии, много лет широко известные дальнобойщикам и нелегальным заправщикам, как поставщики дешевого краденого топлива. Задержали группу в 2014 году. Следствие предъявило суду доказательства объемом 1000 страниц, где деятельность группировки была описана со множеством деталей, свидетелей и массовых признаний. Однако судья Дмитрий Петров был благосклонен и решил, что двое преступников уже свое получили. Время, проведенное в СИЗО, он засчитал им за полтора года колонии, а остальных и вовсе отпустил из зала суда безнаказанно. Любопытно, но другие решения судьи довольно строги и объективны.

Коллеги Петрова также отличаются мягкостью при решении дел о хищениях из трубопроводов. Наказания назначаются либо условные, либо по зачету «год в СИЗО за полтора года колонии». Вот решение арбитра Романа Зорина по ст. 158 ч. 4 («кража в особо крупном размере в составе группы лиц») − 3 года 2 месяца условно и «зачет СИЗО». Решение судьи Натальи Бойковой, которая в 2016 году вела два дела по этой же статье: 3 года и 6 месяцев условно по одному дела и 3 года условно по другому. А вот Выборгский городской суд строг и непреклонен: что ни решение, то 1,8-2 года реального срока.

Впору задуматься, чем же обусловлено такое «человечное» отношение Тосненского суда к расхитителям госсобственности? О взаимном интересе сторон давно догадываются в прессе. Известны случаи, когда бензовозы с краденой нефтью и дизелем сопровождали на маршруте патрульные машины ГИБДД. У главарей преступных группировок есть связи в прокуратуре, полиции и судах. А жестоко наказывающего за воровство топлива закона − нет. Это все, что нужно, чтобы безнаказанно делать миллионы на воровстве государственной собственности и жизнях разменянных исполнителей.

С кубанским акцентом

Сейчас в Краснодарском крае разворачивается очередная криминальная история. Там вскрыли целую систему подземных криминальных трубопроводов длиной около 6 км. Трубы проходили по окраине поселка Гирей. Криминальный отвод включал в себя четыре промежуточные станции с накопителями и иным оборудованием. По подсчетам следователей у «Черномортранснефти» группой было похищено было похищено более 7 тыс. тонн нефти. Причинен материальных ущерб на сумму свыше 114 млн рублей. Доход преступников от продажи переработанной на «самоварах» нефти мог перевалить за 1 млрд рублей. На такие деньги можно купить многое, в том числе внутри правоохранительной системы.

Следователи подозревают, что в целях выгораживания основных организаторов преступления дело было искусственно разбито на несколько процессов. Параллельно в краснодарских СМИ началась кампания «по отбеливанию» подозреваемого в качестве организатора преступного сообщества Александра Романенко. В 2012 году он уже был осужден на 12 лет за хищение нефти в особо крупных размерах, но благодаря высокопоставленным друзьям отсидел только 4 года. Адвокат подозреваемого Владимир Попов обвиняет всех вокруг, включая «Черномортранснефть», только его клиент ни в чем не виноват. А обнаруженные емкости с нефтью, трубы, бурильное оборудование, показания свидетелей − мираж.

Процесс в Краснодарском крае совпал с другим примечательным событием. Правительство 17 сентября в очередной раз отложило внесение в Госдуму законопроекта о магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктах. Президент Владимир Путин поручил разработать законопроект еще в 2016 году, а воз и ныне там.

Пока чиновники решают внутрибюрократические проблемы, статистика криминальных врезок, объем ворованного топлива и бюджетных потерь только растут.

Оцените статью
Краснодарик - региональный сайт Краснодара
Добавить комментарий