Росприроднадзор ошибся хозяйствующим субъектом

Оставить комментарий

Должны ли АЗС платить экологический сбор за воздух, вытесняемый из баков автомобилей при заправке? Абсурд, но именно такой вывод следует из решения пятнадцатого арбитражного апелляционного суда (Ростов-на-Дону) по делу о признании АО «Каспийский трубопроводный консорциум-Р» ответственным за вытеснение инертных газов из емкостей танкеров при погрузке нефти в акватории морского терминала компании, пишет «Комсомольская правда».

Росприроднадзор во время очередной проверки Каспийского трубопроводного консорциум («КТК-Р») в начале 2019 года предъявил претензии консорциуму в том, что он неправильно рассчитывает выбросы загрязняющих веществ при загрузке танкеров для определения ежегодных выплат в бюджет за максимальные расчетные значения загрязнения. По мнению природоохранного ведомства, в выбросы консорциума следует включить газ, вытесняемый при загрузке танкеров нефтью. Консорциум опротестовал претензии Росприроднадзора в арбитражном суде, но суд встал на сторону ведомства. Апелляционный суд в Ростове-на-Дону еще раз подтвердил претензии Росприроднадзора.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона « Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ субъекты бизнеса обязаны рассчитывать и предоставлять в органы Росприроднадзора данные о количестве выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных объектов бизнеса. С 2002 года «КТК-Р» делало такой расчет, и никаких претензий у Росприроднадзора не возникало.

Но в начале 2019 года Росприроднадзор не принял расчет выбросов «КТК-Р» за 2018 год на том основании, что неправильно рассчитаны выбросы от выносных причальных устройств (ВПУ) как стационарных объектов. ВПУ− это закрепленными якорями буи, расположенные в 5 км от берега. К ним при погрузке нефти крепятся швартовые тросы танкеров и плавающие шланги, которые подсоединяются к входным патрубкам танкерных емкостей.

Через собственно буи нефть не прокачивается, и они сами источниками выбросов быть не могут технически. Утечки, ответственность за которые можно приписать «КТК-Р», это запорно-регулирующая арматура, фланцевые соединения, предохранительные клапаны, торцевые уплотнители. Загрязняющие выбросы с этих элементов были учтены при расчете, но отнесены к ВПУ, так как никаких других стационарных объектов, в отношении которых действует 96-ФЗ, ближе 5 км нет. В этом, возможно, состояла оплошность специалистов консорциума, вполне можно было приписать плавающие шланги и их уплотнения к береговым сооружениям. Хотя на суть претензий Росприроднадзор это бы не повлияло.

Претензия Росприроднадзора состояла в том, что при расчете выбросов «КТК-Р» не были представлены материалы, подтверждающие наличие на загружаемых нефтью танкерах газовой обвязки, поэтому представленный отчет по инвентаризации выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ «не соответствует реальной хозяйственной деятельности» КТК-Р.

Газовая обвязка − система труб, связывающих емкости танкеров и газоотводную систему. В открытом море газоотвод (к нему предъявляются строго регламентируемые требования) рассеивает вытесняемую при загрузке танкера воздушную смесь на безопасном расстоянии от мест, опасных для скопления паров нефтепродуктов. При загрузке у причала берегового порта газоотвод пристыковывается к портовому рекуператору, в котором происходит отделение паров нефтепродуктов от воздуха. Плавучих рекуператоров пока в природе не существует.

Наличие на танкерах газовой обвязки обязательно, что подтвердило в официальном сообщении ФГУП «АМП Черного моря»: «… нефтеналивные танкеры, прибывающие под погрузку у ВПУ Морского терминала АО «КТК-Р», находящихся в акватории 670 района морского порта «Новороссийск», оборудованы газоотводными системами и соответствуют требованиям соответствующих Международных конвенций…».

Решение судов признать аргумент Росприроднадзора о непредставлении информации о наличии газовой обвязки противоречит части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), согласно которому обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту… возлагается на орган или лицо, которые приняли акт. Запрашивать у танкеров информацию о газовой обвязке должен был Росприроднадзор. Таким образом, решения арбитражного и апелляционного судов, как минимум, в этом пункте противоречат действующему законодательству.

При этом наличие или отсутствие обвязки в данном случае не имеет значения, потому что в отсутствии рекуператор газы из танкеров все равно вытесняются при погрузке в атмосферу.
Основной пункт в претензии Росприроднадзора и решениях судов другой, и звучит он так: поскольку газовоздушная смесь образуется в процессе налива нефтепродуктов, а не в процессе работы двигателя танкера, то хозяйствующим субъектом, в результате деятельности которого образуются загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу при наливе нефти и нефтепродуктов с танкерные емкости суда, является именно АО «КТК-Р».

Связав ВПУ, опрометчиво указанные в документах консорциума как стационарные объекты, с танкерами, Росприроднадзор распространил на танкеры требования 96-ФЗ к выбросам стационарных объектов. Таким образом, танкеры при загрузке в решениях судов стали стационарными объектами, ответственность за выбросы которых несет консорциум.

Вряд ли суды, принимающие решения по делу, в полной мере осознавали их последствия, иначе бы они натурально испугались создавать правовой прецедент. Из решения судов следует, что АЗС ответственны за выброс воздушной смеси из баков автомобилей при заправке − мотор автомобилей в обязательном порядке глушится, а закачка топлива производится насосом АЗС. Ссылаясь на решения судов, Росприроднадзор может потребовать платить за загрязнение воздуха не только АЗС, но заправочные комплексы аэропортов, которые заливают керосин в самолеты при выключенном двигателе. Аналогичная ситуация с заправкой топливом морских и речных судов, железнодорожных цистерн и прочее. О последствиях такой инициативы природоохранного ведомства можно только догадываться.

Обсудить новость
Оцените новость:
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Новости Краснодара
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: