«Сегодня среди молодежи нужно продвигать литературу нормальную, а не «страдательную»

Новости

Как это сделать, обсудили 26 мая участники круглого стола в рамках нового сезона Премии им. Арсеньева

Книги. Фото: ИА PrimaMedia

Очередная онлайн конференция «Современные литературные вкусы. Что сегодня читают молодые россияне?» (12+) прошла 26 мая в рамках серии дискуссий (12+), которые проводят организаторы Общероссийской литературной Премии «Дальний Восток» им. В.К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia. Участники мероприятия обсудили, в частности, как возродить интерес молодежи к классической и современной русской литературе, нужен ли читателю новый «герой нашего времени» и из каких источников черпает юное поколение читателей информацию о книгах и их авторах.

Открывая дискуссию, куратор Премии им. Арсеньева, президент Фестиваля «Литература Тихоокеанской России» (12+) Вячеслав Коновалов отметил, что сегодня крайне не просто однозначно определить, какого читателя можно отнести к «представителям молодежи», а какого — нет.

«Вот это разделение на молодежь и взрослых — мне кажется, оно изначально носит какой-то такой даже провокационный характер. Вот смотрите, я сейчас с вами разговариваю из редакции журнала «Юность», и надо мной —  два портрета: Валентин Катаев и Борис Полевой. Можно ли назвать того или другого однозначно детским или взрослым писателем? Если смотреть на «Повесть о настоящем человеке» или «Сын полка», то это литература для взрослых или для детей?», — и такой аспект предложил рассмотреть участникам дискуссии Вячеслав Коновалов.  

Учитель русского языка и литературы из Владивостока Владислав Бушуев, в свою очередь, отметил, что сегодня школьники во многом мотивируются к чтению информацией, распространяемой в соцсетях своими же сверстниками, и поэтому зачастую отдают предпочтение зарубежной литературе или же даже таким произведениям на стыке жанров, как, например, комиксы.

Вместе с тем, уверен Бушуев, повысить интерес ребят к русской классике также вполне возможно, если попытаться рассказывать о произведениях с точки зрения раскрытия всей полноты заложенных в них смыслов (естественно, со скидкой на возраст аудитории).

Полина Архипова, представитель дальневосточной литературной общественности, поддержала тезис Владислава Бушуева о том, что читательский интерес значительной доли молодых людей сегодня формируют именно сообщества. Вместе с тем, отметила участник дискуссии, значительный сегмент читателей молодого возраста отдает предпочтение литературе нон-фикшн, из которой черпает знания, необходимые для профессионального и личностного роста. В беллетристике же, уточнила Архипова, молодежь ищет сегодня сюжеты и смыслы, посвященные поиску справедливости. 

«Все мы знаем, что юношеский максимализм — дело такое: ты живешь с невероятным, просто даже болезненным желанием того, чтобы все было честно, все было справедливо. И, конечно же, я думаю, что это одна из главных причин того, почему такая литература сейчас популярна среди подростков», — заметила участник круглого стола.

Сергей Соловьев, директор Научной библиотеки ДВФУ, проанализировал, каких новых литературных героев для молодежи смогла создать современная российская литература, и пришел к выводу, что здесь пока особо успешных примеров мы не наблюдаем.

«Да, родился в 2006 году главный герой романа «Духless» (18+), который, по большому счету, продолжает, как мне кажется,  прекрасную русскую традицию «Героя нашего времени» Лермонтова. Герой романа Минаева, на мой взгляд, откровенно  повторяет судьбу Печорина, пускаясь во все грехи, переживая в конечном итоге катарсис общения с женщиной и оставаясь на перепутье. Такая классическая русская интеллигенция», — отметил, в частности, Соловьев, подчеркнув, что, по его мнению, для формирования новых героев для молодого поколения читателей все-таки необходима некоторая продолжительная стабильность в жизни страны и общества.

Основательница книжного магазина «Ремарка» (Хабаровск) Анастасия Трендберг констатировала, что сегодня в фокусе внимания молодого читателя — зарубежная переводная литература. 

«Ее очень много — и детективы, и романы, и просто проза. И всего две полочки современной российской прозы. Потому что это достаточно непопулярный жанр. К сожалению, в России о наших соотечественниках не любят читать, — рассказала Анастасия. — Русская современная проза, конечно, очень сложная для читателя, который хочет читать детективы или романы, или какие-то легкие бестселлеры, — сказала Светлана. — «А какую там книжку все обсуждают, почему я не в теме?» И поэтому я считаю, что для того, чтобы популяризировать российскую литературу, нужно делать акцент в том числе и на этом канале, рассказывать про эти книги».

Алексей Варламов, ректор Литературного института имени А.М. Горького, посвятил свое выступление на онлайн-конференции анализу озвученной в ходе дискуссии некоей «нелюбви» молодого читателя к отечественной литературе. 

«Когда к нам в Литературный институт поступают, то один из экзаменов — это так называемое «творческое собеседование». И там мы задаем разные вопросы, чтобы выяснить, насколько люди мотивированы, чтобы приходить к нам учиться. Спрашиваем, какой у них круг чтения, естественно. Кого вы знаете из современных российских авторов? Большинство говорит, что «я современную литературу не люблю». Ну, хорошо, вы не любите современную литературу. А кого именно вы не любите? И вот тут возникает пауза, потому что не знают, кого не любят», — рассказал Алексей Варламов.

По оценке ректора Литературного института им. Горького, сегодня миссия продвижения отечественной современной литературы в широких кругах читателей — у всех вовлеченных в литературную жизнь людей, будь то сами писатели, преподаватели, журналисты, книготорговцы, литературные критики, агенты и др. Форматы ты же реализации этой миссии могут быть самыми разными.

«Можно в связи с этим вспомнить и наш замечательный литературный фестиваль «Литература Тихоокеанской России», куда приезжают писатели самых разных весей, областей, городов нашей страны, — отметил Варламов. — И мне кажется, такой путь, когда люди видят писателя, автора, они на него посмотрели, послушали, что он говорит, задали ему какие-то вопросы — может быть, у них проснется интерес к тому, что он пишет. И это ведь не только на Дальнем Востоке происходит, это много где происходит. И мне кажется, что это правильно».

Подводя итог дискуссии, куратор Премии им. В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов констатировал, что сегодня интересом читателя — и особенно молодого читателя — во многом управляют интересы книготорговли.

«Получается, что мы просто упираемся в так называемый «голый маркетинг». Вот посмотрите на книги, которые здесь назывались. Как правило, это книги, над которыми поработали очень серьезно маркетологи. То бишь это — реклама. Это реклама, которая идет через лидеров мнений, которые образуют те самые «группы любви», — отметил Коновалов.

По оценке куратора Премии, ситуация в молодежном сегменте современной литературы требует сущностного изменения, поскольку само время ставит перед обществом и, соответственно, молодыми людьми, которым предстоит формировать наше будущее, совсем другие вопросы, нежели чем сосредоточенность и упоение личными «страданиями» и некими полученными в прошлом «травмами».

«Если мы будем и дальше двигать такую литературу, которая гнет в основном одну линию, то у нас и будет такая литература для молодежи, которую мы сейчас наблюдаем, — «страдательная». Но во времена-то какие мы живем? Есть ли время для того, чтобы страдать? — задался риторическим, по сути, вопросом Вячеслав Коновалов.  — Может быть, мы все-таки обратим внимание — в том числе и маркетинговое — на то, что двигает литературу нормальную, а не литературу «страдательную». 

Напомним, что Общероссийская литературная Премия «Дальний Восток» имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве» в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.

Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: «Длинная проза», «Короткая проза», «Проза для детей». Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.

Сайт Премии — премияарсеньева.рф, группа Вконтакте https://vk.com/premiyaarsenyeva.

Источник
Оцените статью
Краснодарик - региональный сайт Краснодара
Добавить комментарий